Интервью

Интервью с медицинским директором

Добрый день, дорогие пациенты! Сегодня мы публикуем интервью с медицинским директором НефроМед Владимиром Юрьевичем Ряснянским. Его стаж работы — более четверти века. Рассказываем, что ему нравится в профессии и непосредственно в занимаемой должности, как он подбирает людей в команду и какими итогами 2022 года доволен.

— Владимир Юрьевич, как Вы рассказывали в одном интервью, в начале карьеры об узкой специализации не думали и занимались общей терапией. Что Вас привлекало в работе врача?

— К этому приходишь не сразу. Просто интересно. Конечно, хорошо, когда ты можешь кому-то помочь — получаешь удовлетворение от своей работы. Хорошо, когда можешь разгадать какую-то диагностическую загадку. И вот ты приходишь в узкую специализацию, но всё равно остаешься терапевтом, потому что быть специалистом только по одному органу, особенно если это почки, невозможно. 

— У Вас был опыт работы сначала в отделении гематологии и трансплантации костного мозга, а потом Вы перешли в нефрологию. Что общего есть у этих направлений и почему всё же нефрология?

— Общее, и там, и там — то, что мы имеем дело с людьми, которые без нашей помощи, скорее всего, погибнут. А современная медицина может серьезно продлить жизнь и ее качество при онкологических заболеваниях крови и при почечной недостаточности. Это сильный мотиватор. С другой стороны, и там, и там есть пациенты, которых ты знаешь годами. Это долговременные знакомства. И иногда история уже семейного доктора. 

Я работал в разных местах: были пациенты, которых лечил, делая первые шаги в качестве нефролога. А потом, через 5-10 лет, мы встречаемся в другом центре. Вот интересный пример одной пациентки: мы познакомились с ней в одном из центров, где я был заведующим, через несколько лет она переходит в другой центр, и сейчас ее лечит моя супруга. Она тоже нефролог, но работает в другом учреждении.

В последние годы от непосредственной лечебной работы я ухожу всё дальше и дальше, главные функции — организация, контроль, консультации. Личные контакты с пациентами больше консультативные и, можно сказать, третейские, когда возникают сложные ситуации, непонимание и иногда конфликты.

Но главное, что я вижу в этой части своей работы, — обеспечить интересы пациентов, которые у нас лечатся. Безусловно, есть важные формальные показатели качества работы — мы их ежемесячно анализируем. Они позволяют в общем срезе выявлять проблемы и, наоборот, радоваться возможности их решения. Но цифры есть цифры: они бездушны, и, если сам не работал врачом, могут ввести в заблуждение. Поэтому весь предыдущий опыт и непосредственный контакт с персоналом мне в этом очень помогают.  

— Часто, когда врачи переходят от своей непосредственной работы в управление,  им это дается непросто. Сложно ли Вам было перестроиться на другой вид деятельности, скучаете ли по пациентам?

— Первый свой диализный центр я организовывал с нуля: когда только начинаешь, нет опыта, в достаточном количестве персонала, докторов, дежуришь и работаешь не только как администратор, но и как лечащий врач, поэтому переход был постепенным. 

Работа заведующего предполагает регулярные обходы пациентов, участие в клинических разборах. Сейчас, конечно, характер работы другой: когда чувствуешь ответственность не только за себя, но и за сотрудников, которые лечат 3 тысячи пациентов, времени на то, чтобы скучать, не остаётся.  

— Какие плюсы и минусы вы можете выделить в работе медицинским директором? 

— Это зависит от настроения: сегодня я вижу больше плюсов, завтра — минусов. Но, честно говоря, минусов я не вижу. В любом случае занимаюсь любимым делом, мои знания и умения нужны и в этой, административной, должности. Они помогают лучше понимать все процессы, знать, какие параметры контролировать и так далее.

— Как Вы подбираете сотрудников себе в команду — какие основные критерии? 

— Я считаю, что они должны быть честными. Все начинается с порядочности. Конечно, должна быть любовь к своему делу, к людям, с которыми они работают. Есть непреложные законы, которые нужно знать, но в целом знания и опыт — это вещи наживные. И ещё важно желание помочь тому, кто пришел за помощью, сделать так, чтобы максимально улучшить его здоровье, самочувствие и качество жизни.

— С какими вопросами и проблемами к Вам чаще всего идут пациенты? 

— Непосредственно ко мне обращаются, как правило, по следующим основным поводам: к сожалению, бывают жалобы и непонимание, далее приятные моменты — благодарности и желание, чтобы мы поощрили сотрудников. Наиболее интересно, когда приходят с предложениями, которые касаются улучшения лечения и пребывания пациентов в наших центрах. 

Есть ещё одна категория обращений, которая инициируется лечащим врачом, — сложные, нестандартные случаи диагностики и лечения, требующие совместного принятия решения, отдельных поисков в литературе или привлечения других консультантов. Хочу отметить, что у нас очень дружная команда в компании НефроМед, поэтому многие вещи мы решаем коллегиально.

— Когда пациенту что-то не нравится, то что ему делать — какой алгоритм?

— Я бы предпочитал, чтобы пациенты обращались к своему лечащему врачу и руководителю подразделения. В этом есть много плюсов: решение проблемы на месте более продуктивно. Но если есть вопросы ко мне или к Евгению Александровичу Конюхову, который работает управляющим по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, то мы всегда готовы их выслушать и решить. 

Сейчас, когда у нас появилась возможность видеть мнения, вопросы, изложение опыта пациентов и их родственников в социальных сетях, работа с обращениями стала сложнее и интересней. Я по своему складу не люблю «сидеть» в социальных сетях, но благодаря нашим помощникам всегда вижу актуальную информацию и стараюсь быстро отвечать на вопросы, которые к нам приходят. За что хочу сказать отдельное спасибо всем, кто участвует в этом процессе. 

— На сколько, на Ваш взгляд, в России популярен диализный туризм?

— На мой взгляд, недостаточно, поскольку связан как с материальными затратами, так и с недостаточно развитой инфраструктурой, необходимостью преодоления некоторых формальностей. В частности, нужно собрать ряд обязательных документов, например, направление из поликлиники по месту жительства. В этом, конечно, есть проблема. Поэтому считаю, что наши пациенты недостаточно мобильны. И это связано не только с их желанием или привычками, но и с внешними барьерами. 

Тем не менее туризм все-таки развивается. Большой импульс этому придал переход диализа в систему ОМС. Что снизило часть затрат, связанных с поиском возможности проведения диализа, и позволило увеличить число мест в разных локациях.

В некоторых центрах, которые имеют туристическую привлекательность, это направление особенно развито. В нашей компании это центры Крыма, у наших партнёров — центры Краснодарского края. Все наши мощности в сезон работают там с максимальной загрузкой. 

Если судить по другим локациям, то туристов не так много. Есть дачный туризм из Москвы в Московскую область. Кроме того, ездят в Санкт-Петербург, Москву и Казань. 

Эпидемия ковида, которую мы недавно пережили, снизила эту активность по объективным причинам. Мы надеемся, что желание и возможности путешествовать наших пациентов будут расти. Наши партнёрские центры открыты для этого.

— Часто на диализе люди начинают ценить жизнь больше. С какими удивительными историями вы сталкивались?

— Это было давно и это был ещё другой диализ — середины 90-х годов. История плавно переходит из гематологии в нефрологию — две мои специальности. У довольно молодой женщины обнаружили онкологическое заболевание. Ей ещё не было 30 лет. Ее успешно лечили: болезнь сдерживалась. А через много лет она попадает на диализ, была на заместительной почечной терапии.

Внешне, казалось бы, со стороны не примечательная, небольшая, скромная женщина, но с удивительной стойкостью и жизнелюбием. В общей сложности от начала своего непростого онкогематологического заболевания и далее на диализе она прожила около 25 лет и самостоятельно вырастила замечательного сына (это было для нее главным). 

Она уже давно умерла, но память о ней в конечном итоге вызывает добрые эмоции. И сейчас она вспоминается как пример того, что медицина дает человеку право реализовать свои планы на будущее. И таких примеров, к счастью, много.

Поэтому надо верить, что болезнь преодолима, верить в себя. Мы стараемся в этом помочь.

— Чем для вас запомнился 2022 год в жизни компании?

— В 2022 году компания НефроМед, несмотря на отголоски эпидемии ковида, нестабильность, связанную со многими внешними факторами, трудности с логистикой импортных материалов и так далее, не остановилась в своём развитии.

Мы продолжаем работать с качественными диализными производителями расходных материалов, обеспечили возможность быть более гибкими при рисках сбоев в логистике, сохранили и приумножили свой коллектив. У нас практически отсутствует так называемая текучка кадров. 

Мы открыли новые центры. У нас развивается программа контроля качества медицинской помощи. И все мы в конечном итоге смотрим с надеждой на продолжение роста компании НефроМед и благополучия наших сотрудников и пациентов.